Коллекции
14.07.2022

Казанская работа

Ольга Старцева

Ичиги - традиционная обувь татар, неизменный, древний элемент татарского традиционного костюма, и мужского, и женского.

Ичиги, сапоги татарские женские. Конец ХIХ в. Казань (?). Кожа, береста, металл, дерево. 25х8,5 см, высота голенища 32 см

Это богато орнаментированные легкие сапоги, выполненные в технике кожаной мозаики. Исторические названия этих техник – «казанская работа втачку», «татарский шов» – объясняют, как из узорно вырезанных разноцветных кусков кожи посредством особого шва стачиваются изделия, являющиеся одновременно принадлежностью национального костюма и произведением народного искусства.

Вырезанные заготовки – фигуры, которые впоследствии украсят ту или иную часть обуви, – распределяются по разным ичигам и туфлям. Затем края заготовок шлифуют, чтобы придать коже большую эластичность. Пара заготовок, предназначенная для сшивки, раскладывается на специальном станке вплотную друг к другу лицевой стороной вниз. Тонким шилом прокалывают немного вкось почти самый край одной из заготовок. Затем, не вынимая шила из прокола, накручивают на его кончике цветную нитку и прокалывают другую заготовку, после чего шило осторожно, чтобы не нарушить навитую нитяную спиральку, вытаскивают обратно. Таким сложным, ювелирным способом стачиваются разноцветные, узорно вырезанные детали казанской обуви, и одновременно расшивается линия их соединения. Грубая соединительная нить – дратва – оказывается прикрытой узенькой рельефной полоской, образованной плотно пригнанными друг к другу витками декоративной нити.

Поверх ичигов иногда, для улицы, надевали кауши – своего рода кожаные калоши, которые в конце XIX в. были вытеснены резиновыми. 

Существовал целый ичижный промысел с собственным богатым ассортиментом. В далеком прошлом в Москве появилась Кожевническая слобода, жители которой, в том числе татары, занимались выделкой кож и шитьем обуви. По свидетельству историков, еще в XVI–XVII вв. в среде русской знати распространилась мода на узорные татарские ичиги, украшенные, помимо кожаных и вышитых узоров, низанным жемчугом. Еще большую популярность приобрела «казанская обувь» в XIX в. Сравнительно недорого произведенную в Казани узорную кожу для шитья обуви можно было купить на Нижегородской ярмарке.

Традиционная татарская обувь послужила прообразом модных на рубеже XIX–XX вв. высоких дамских ботинок «на казанский лад». Кроме того, татарская кожаная мозаика украшала дамские саквояжи, диванные подушки, кресла. Популярны татарские сапожки были и в русской артистической среде, они служили темой для интерпретаций при создании театральных костюмов. В этой детали русской городской моды отразилось, как в капле воды, влияние татарского национального искусства и бытовой культуры. 

© Ольга Старцева, ПКМ, 2024
Коллекции

контакты

Пермь
Пермский край

Дом Мешкова
ул. Монастырская, 11
+7 (342) 257-18-08
dommeshkova@museumperm.ru

Музей пермских древностей
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-56-57
mpd@museumperm.ru

Детский музейный центр
г. Пермь, ул. Пермская, 78
+7 (342) 212-16-96
kids@museumperm.ru

Музей-диорама
г. Пермь, ул. Огородникова, 2
+7 (342) 207-58-67
diorama@museumperm.ru

Дом-музей Николая Славянова
г. Пермь, ул. 1905 года, 37
+7 (342) 267-77-41
domslavyanova@museumperm.ru

Подпольная типография
г. Пермь, ул. Монастырская, 142
+7 (342) 201-11-71
podpolka@museumperm.ru

Пермский период


Фондохранение
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-98-01
gorshkova@museumperm.ru

Музей пермской артиллерии
г. Пермь, ул. 1905 года, 20
+7 (342) 260-59-76
artillery@museumperm.ru

Хохловка
Пермский муниципальный округ, деревня Гора
+7 (342) 259-22-01
khokhlovka@museumperm.ru

Дом-музей Василия Каменского
с. Троица, ул. Советская, 18
+7 (342) 297-82-22

Осинский краеведческий музей
г. Оса, ул Свердлова, 2
+7 (34291) 4-70-03
osa@museumperm.ru

Дом Пастернака
п. Всеволодо-Вильва, ул. Свободы, 49
+7 (34274) 6-35-08
dompasternaka@museumperm.ru

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам