Городская поэзия – неосязаемое тело города, impression, душа... Поэтическое творчество сугубо индивидуально и менее всего претендует на объективность, но именно за это мы любим поэзию – за авторский взгляд и персональный голос, за то, что строки неожиданным образом рифмуются с нашим настроением, чувствами, мыслями. 

Связующим мотивом выставки «Поэзия Перми: сегодня и всегда» стали образы города в пермской поэзии. Поэты, чьи стихи представлены на выставке, живут рядом с нами, ходят теми же улицами, с высокого берега смотрят на Каму… В своих стихах они по-своему переживают городские кварталы, наделяют их символическими смыслами – это пространства детства, любви, разлуки, вдохновения, судьбы. 

Выставка символично размещена у здания Речного вокзала, со стороны Камы. Во многом именно река организует городское пространство, определяет жизнь города и влияет на характер его жителей. Именно реке посвящено множество литературных произведений, в которых создан многогранный и ёмкий образ большой уральской реки. 

 

Пермь как самостоятельная тема впервые появилась в стихах и прозе поэта серебряного века, уроженца Перми Василия Каменского. Он первым сделал отношения с городом сюжетом своего поэтического творчества. Пермь в его стихах и прозе предстает центром мира, источником вдохновения и одновременно городом, который нужно покорить и убедить в своей творческой состоятельности. К похожему сюжету вернутся пермские поэты другой переломной эпохи – 1980-1990-х годов.  В восприятии Каменского Пермь неразрывно связана с Камой; река становится «матерью» его мира, она растит, вдохновляет, обучает, наделяет жизненными силами и выводит в большой мир На белом камском пароходе Умение Каменского глубоко чувствовать пространство можно ощутить в мемориальном доме-музее поэта в селе Троица. 

В советское время пермская тема стала визитной карточкой поэта Владимира Радкевича. Он приехал в Пермь после Великой Отечественной войны для учебы в Пермском государственном университете и остался, довольно быстро став частью дружного литературного сообщества. Многие его стихотворения, в том числе «Камский мост» и «Песня о Перми», были положены на музыку композитором Генрихом Терпиловским. Радкевич посвящал стихи древней истории Прикамья, современным улицам, районам и достопримечательностям города, героям пермского прошлого – от Святого Стефана Великопермского до посетивших Пермь писателей А. Чехова и Б. Пастернака. В размышлениях о городе поэту удавалось вписывать реальное и символическое пермское пространство в систему советских идеологических координат, одновременно сохраняя искреннюю лирическую ноту в описании взаимоотношений с местом своей жизни. Именно он пишет об умении пермяков поэтически воспринимать мир, потому что сам город – поэт «по сути, по призванью своему»:  Пермская земля

В 1980-1990-е годы в Перми возникла новая мощная поэтическая волна – сформировался широкий круг авторов, начали регулярно выходить поэтические сборники, появились собственная литературная критика, заинтересованный читатель, стали популярными литературные вечера. Новая поэзия создала совершенно иной, отличный от советского, образ города. Именно в произведениях В. Кальпиди, В. Лаврентьева, В. Котельникова, В. Дрожащих, В. Ракова, Г. Данского и других авторов конца XX века был создан литературный образ города, с которым поэт находился в постоянном напряженном диалоге, часто – в духовном поединке. Темы и образы этих стихов отчасти традиционные – суровый климат, многоводная Кама, затерянность среди большого континента, промышленная физиономия города, ссыльное прошлое. С другой стороны, новая поэтическая рефлексия втягивает читателя в размышления о принятии этого природного и социального пространства. 

 

Город Пермь как место жизни задает тон поэзии Владимира Котельникова. Городское пространство в его стихах – бытовое, повседневное, дворовое, за которым проступают нездешние, почти философские образы. Реальная Кама часто становится у Котельникова туманной, призрачной границей здешнего и мифологического миров. Так, пейзажное изображение движущихся мимо моста облаков завершается отсылкой к универсальной метафоре «река жизни», которая неумолимо влечёт лирического героя «на самый край земного сна»: На Каме 

Владислав Дрожащих – один из тех поэтов, кто пробивал дорогу новой поэзии 1980-х годов. Его стихи публиковались сначала в самиздате, потом выходили книгами «Небовоскресенье», «Блупон» (Пермь, 1992), «Твердь» (Пермь–Челябинск, 2000). Участник «Антологии современной уральской поэзии» (Челябинск, 1996, 2003); «Самиздат века» (М., 1997). Соавтор сценариев документального и поэтического кино. Лауреат литературных фестивалей и премий. Городские реалии предстают в стихотворениях Дрожащих в сложных и выразительных словесных построениях, где все мерцает, вспыхивает, гремит и затихает. А хорошо знакомые пермякам детали городского ландшафта – шпиль и ступени старого здания галереи, лента ночной Камы, мерцающий камский мост оказываются в стихе буквально – в пучине метафор и синекдох: Видение дождя 

Вячеслав Раков – специалист по западноевропейскому Возрождению, автор монографии «Европейское чудо», автор книг стихов «Золотая игра» и  «Число π», участник антологий «Современная уральская поэзия». В поэзии Вячеслава Ракова город Пермь предстает прежде всего своим неоднозначным историческим прошлым, которое нужно проговорить и пережить, принять и отпустить: Пермь Первая, Пермь-та-еще-подруга

 

Григорий Данской – поэт и музыкант, автор поэтических сборников «Концерт», «Зимний футбол» и многочисленных сольных альбомов «Моцарт-минор», «Иные широты», «Провинция», «Зимний альбом», «ДАНСКОЙlive», автор и исполнитель песен ансамбля «Пятый корпус». Пермские локации в его творчестве превращаются в текст, ритм и песни. Григорию Данскому сложно сказать, что первично в его творческой вселенной – «готовая фраза приходит целиком и в ней уже заключена мелодия»: Комсомольский проспект

Владимир Лаврентьев –  активный участник пермской литературной жизни 1980-1990-х годов, его стихи входят в выпуски «Антологии современной уральской поэзии», звучат на поэтическом фестивале «СловоNova», «Компрос». Он автор поэтических книг «Город», «Постоянство места».  Жанр своей поэзии Лаврентьев определяет как «городское фэнтези» – словно на картине экспрессионистов, его город густо заселен причудливыми персонажами и вещами: Зима. Компрос. Сырые паруса. 

Владимиру Лаврентьеву принадлежит посвящение «юному» Борису Пастернаку – герою пермского культурного ландшафта. Пастернак жил половину 1916 года в Пермской губернии, работал на химических заводах во Всеволодо-Вильве, бывал в Луньевке, Кизеле, Березниках, Перми. Вильвенское уединение помогло разобраться в себе и принять участь поэта. Уральские впечатления питают раннюю лирику Пастернака – «Марбург», «Ледоход», «На пароходе», а пермский след протянулся сквозь все его творчество от «Детства Люверс» до «Доктора Живаго»: Из камня юный Пастернак

 

Литературный импульс эпохи 1990-2000-х подпитывает и сегодняшнюю поэзию Перми – это поэтический фестиваль «Компрос», организаторами которых являются поэты Павел Чечеткин и Борис Эренбург, а также авторский проект Евгения Гусева «Чтивые вторники». Шесть лет «Чтивые вторники» объединяют творческих людей разного возраста и статуса, открывают новых поэтов. Это еще не поэтическая школа, но заряженное сообщество – искреннее, подвижное, открытое всем возможным формам литературного общения. Проект Евгения Гусева помогает каждому совершить искреннее высказывание в мир и это важно, как для самих поэтов, так и для слушателей. Проект формирует особую творческую среду без границ, свободное поэтическое пространство города, в котором, по словам поэта, «добро побеждает пьянство, а стихи побеждают блуд»: Мне не холодно и не больно 

 

Выставка «Поэзия Перми: сегодня и всегда» организована ГКБУК «Пермский краеведческий музей» при участии ПГОО «Аспектус» и поддержке Министерства культуры Пермского края.

При подготовке выставки использованы монографии В.В. Абашева «Пермь как текст», А.А. Сидякиной «Маргиналы (уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы)», проекта В.О. Кальпиди «Антология современной уральской поэзии». 

Авторы:
Анастасия Фирсова 
Зоя Антипина

Художник:
Лиза Девяткова

 

Автограф Владимира Радкевича на сборнике стихов
Афиша вечера В. Дрожащих 1992 год
Афиша вечера В. Кальпиди 1993 год
Афиша вечера поэзии Урала 1993 год
Афиша поэтического вечера 1993 год
В. Радкевич читает стихи в ткацком цехе. 1972 год
Данской Г. Сборник стихов 1997 года
Котельников В. Сборник стихов 1996 года
Ноты Г.  Терпиловского  на стихи В. Радкевича. 1973 год
Письмо В. Радкевичу от баяниста теплохода «Арагва». 1968 год
Письмо В. Радкевичу школьницы Татьяны Батлук. 1984 год
Рукопись стихотворения В. Котельникова. 1990-е годы
Титульный лист книги В. Лаврентьева. 1990 год

контакты

Пермь
Пермский край

Дом Мешкова
ул. Монастырская, 11
+7 (342) 257-18-08
dommeshkova@museumperm.ru

Музей пермских древностей
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-56-57
mpd@museumperm.ru

Детский музейный центр
г. Пермь, ул. Пермская, 78
+7 (342) 212-16-96
kids@museumperm.ru

Музей-диорама
г. Пермь, ул. Огородникова, 2
+7 (342) 207-58-67
diorama@museumperm.ru

Дом-музей Николая Славянова
г. Пермь, ул. 1905 года, 37
+7 (342) 267-77-41
domslavyanova@museumperm.ru

Подпольная типография
г. Пермь, ул. Монастырская, 142
+7 (342) 201-11-71
podpolka@museumperm.ru

Пермский период


Фондохранение
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-98-01
gorshkova@museumperm.ru

Музей пермской артиллерии
г. Пермь, ул. 1905 года, 20
+7 (342) 260-59-76
artillery@museumperm.ru

Хохловка
Пермский муниципальный округ, деревня Гора
+7 (342) 259-22-01
khokhlovka@museumperm.ru

Дом-музей Василия Каменского
с. Троица, ул. Советская, 18
+7 (342) 297-82-22

Осинский краеведческий музей
г. Оса, ул Свердлова, 2
+7 (34291) 4-70-03
osa@museumperm.ru

Дом Пастернака
п. Всеволодо-Вильва, ул. Свободы, 49
+7 (34274) 6-35-08
dompasternaka@museumperm.ru

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам