Пётр Константинович Чудинов – выдающийся ученый, главным вкладом которого в российскую палеонтологию было открытие, раскопки и изучение очёрской фауны ископаемых позвоночных. Он описал несколько новых родов и семейств зверообразных рептилий из этой фауны. Очёрская фауна представляет собой особый, не известный нигде в мире этап развития пермских наземных позвоночных.
Пётр Константинович Чудинов называл себя пермяком в третьей степени: родился в Пермской губернии, всю жизнь изучал пермский период, а главным делом своей жизни полагал раскопки пермских ящеров в Пермской области. Шутил, что даже в Америку ездил ради перми – смотреть на красноцветные песчаники и глины.
Пётр Константинович Чудинов родился 17 января (4 января по старому стилю) 1922 года в посёлке Юго-Камск. Семья была большой, в ней подрастало четверо сыновей. Мать была учительницей, отец работал счетоводом в заводской конторе, увлекался земледелием, был видным общественником, участвовал в Учредительном собрании 1917 года. В конце тридцатых годов его обвинили в организации контрреволюционного заговора и расстреляли. Дети получили негласный статус «сыновья врага народа». Двери университета были для них закрыты, однако Пётр Константинович, единственный из братьев, сумел поступить в Молотовский (ныне Пермский) государственный университет.
Выбрать специальность было нетрудно. Чудинов с детства видел для себя две судьбы – лесничего или геолога: главное – быть ближе к природе. В 1946 г. он защитил диплом, посвященный ископаемым водорослям пермского возраста, и остался в научном центре при университете. Затем пять лет работал в тресте «Прикамнефть», руководил геологическими партиями, делал съемку западных районов Пермской области и Удмуртии, разрабатывал стратиграфию пермских отложений.
Постепенно его все больше захватывала мысль, что без знания палеонтологии, особенно палеонтологии позвоночных, нельзя разобраться в последовательности пермских пород. Возможно, это соображение так и осталось бы досужим мнением, если бы не вмешался случай.
В 1949 году в Прикамье работала геологическая партия, разыскивающая залежи минерала волконскоита. В шурфе возле деревни Ежово Очёрского района проходчики нашли скелет хищной рептилии. Из шурфа извлекли череп, остальное оставили в породе. Этот череп подарили Чудинову, который среди знакомых слыл знатоком палеонтологии.
Попытки определить ящера остались безуспешными. Чудинов пару лет мучился над загадкой черепа и летом 1951 года неожиданно даже для самого себя решился на отчаянный поступок. Тайком от начальства на три дня оставил свою партию на прораба и отправился в Москву, в Палеонтологический институт.
В столице он рассказал о находке Ивану Антоновичу Ефремову – специалисту по древним рептилиям и известному писателю. Ефремову приглянулся увлеченный молодой человек, и он посоветовал ему заняться палеонтологией. Несколько месяцев спустя П.К. Чудинов успешно сдал экзамены и был зачислен в аспирантуру Палеонтологического института.
На следующий год вместе с небольшим отрядом он начал пробные раскопки возле Очёра. Объем земляных работ составил 300 кубических метров, удалось выяснить, что кости залегают единой полосой на протяжении 200 м, однако на большой глубине.
«О ручных раскопках массива пород не могло быть и речи. Масштабы захоронения, контуры которого под землей можно было представить, подавляли и вызывали чувство беспомощности. Успех мог быть достигнут только с применением тяжелых бульдозеров», – писал в отчете Чудинов. Гораздо эмоциональнее высказался его научный руководитель Ефремов: «Срыть холм к черту и добыть новую фауну!»
Ежегодно Ефремов вместе с Чудиновым направляли заявки на организацию специальной Очёрской экспедиции, но получали отказ – слишком много требовалось денег.
Палеонтологу пришлось исследовать другие местонахождения – в Оренбуржье, Вологодской, Кировской и Архангельской областях, в Удмуртии и Татарии.
В 1957 году удалось, наконец, организовать и экспедицию в Очёр.
В июне Чудинов нанял в колхозе бульдозер и начал снимать породу тонкими слоями. Сам вместе с помощниками ходил за машиной и следил, чтобы не пострадали кости.
«Маленький череп весит 100 граммов и свободно умещается на ладони. Он настолько хрупок, что может поломаться от неосторожного прикосновения. Тем не менее, бульдозер был пущен для непосредственной разработки костеносного слоя. Я принял это решение, но чувствовал себя варваром, поднявшим руку на произведение искусства», – вспоминал он.
Раскопки продолжались три полевых сезона (1957, 1958, 1960). Удалось разработать площадку в 6000 квадратных метров, глубиной до 15 метров, объем вынутой породы исчислялся 40–45 кубометрами.
С Чудиновым в Очёре работали лучшие специалисты Палеонтологического института – будущий академик Л.П. Татаринов, научные сотрудники Е.Д. Конжукова и А.К. Рождественский, препараторы М.Ф. Лукьянова и М.П. Жукова, а также будущий доктор биологических наук Н.Н. Иорданский, школьник и будущий писатель Г.М. Прашкевич.
Пётр Константинович по этому случаю цитировал Николая Гумилева: «Нас много здесь собралось с молотками, и вместе нам работать веселей!»
Было добыто более тысячи костей рептилий и амфибий новых видов и родов, большинство остатков принадлежало примитивным зверообразным рептилиям диноцефалам. Все они составили особый, очёрский фаунистический комплекс пермского возраста.
Экспедиции в Очёр стали знаменательной страницей в истории советской науки. Никакие другие находки палеонтологов (кроме разве что мамонтенка Димы) не вызывали такого ажиотажа. Про раскопки Чудинова писали газеты «Труд», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналы «Природа», «Техника – молодежи», даже «Веселые картинки». За рубежом им тоже уделили внимание. В статье журнала «The Nature» говорилось, что под Очёром выкопали «целый палеонтологический музей». Ефремов полагал, что такие крупные, как Очёр, открытия происходят раз в полвека. «На это я ответил ему весьма легкомысленно, что еще хочу раскопать одну-две таких фауны, – вспоминал П.К. Чудинов и добавлял – раскопать, наверное, можно, а изучить нельзя...».
Изучение найденных остатков заняло более десяти лет. Итоговой работой П.К. Чудинова стала монография «Ранние терапсиды» (1983), в основном написанная по материалам из Очёра и защищенная им в качестве докторской диссертации.
По находкам из Очёра он описал два новых семейства (Eotitanosuchidae, Estemmenosuchidae), одно подсемейство (Otsheriinae), десять новых родов (Eotitanosuchus, Biarmosuchus, Biarmosaurus, Archaeosyodon, Estemmenosuchus, Otsheria, Chthomaloporus, Anoplosuchus, Ivantosaurus, Zopherosuchus). Некоторые из этих животных стали такими же знаменитыми, как тираннозавр и диплодок.
Интересно, что очёрские ящеры могли называться совсем иначе. Знаменитому эстемменозуху Чудинов вначале придумал имя тиарофорус, т. е. «венценосец», а биармозуха хотел назвать просто «биармией».
Раскопки П.К. Чудинова открыли новую страницу в истории пермских наземных позвоночных. Собранная им коллекция стала одной из ценнейших в Палеонтологическом институте РАН. Черепа и скелеты очёрских ящеров украсили Палеонтологический музей в Москве.
Открытие, раскопки и изучение ящеров Очёра стало огромным вкладом П.К. Чудинова в науку. Без этого наши знания о пермском периоде были бы гораздо скромнее.
Пётр Константинович Чудинов – участник, научный консультант, начальник около 40 геологических и палеонтологических экспедиций, в том числе шести экспедиций в Китае и Монголии (1959, 1964, 1968, 1969, 1971, 1973 гг.). Участник Международного зоологического конгресса в Вашингтоне (1963 г.) [3]
В 1984 году вышел на пенсию, но продолжал научную и экспедиционную деятельность. В 1990 году по приглашению Лос-Анжелесского университета посетил США для осмотра коллекций в университетах Лос-Анжелеса, Чикаго, Остина и Оклахома-Сити. В Техасе и Оклахоме осматривал известные местонахождения пермской фауны позвоночных.
В 1991 году принимал участие в Международном конгрессе, посвященном 150-летию пермской геологической системы.
В июле-сентябре 1997 года работал в Пермском университете в должности заведующего учебно-методическим кабинетом стратиграфии и палеонтологии кафедры региональной геологии. Помогал в определении фрагмента челюсти из Сивинского района (нового вида пермской рептилии).
Опубликовал более 70 работ, в том числе 4 – в США, 5 – во Франции. Автор фундаментальной сводки по фауне звероподобных пресмыкающихся и научной монографии об И.А. Ефремове, участник составления капитального справочного издания "Основы палеонтологии" (1965), удостоенного Ленинской премии. Награды: три медали за службу в Советской армии во время ВОВ, медаль Советско-Китайской дружбы (1959).
__
[1] Фрагмент статьи "Очёрская летопись Чудинова". Автор Светлана Ивашкевич. Новый Компаньон 9 (67) ноябрь 2012. С. 14-19. В статье опубликована фотолетопись раскопок, подготовленная П.К. Чудиновым. В настоящее время фотолетопись передана семьей П.К. Чудинова и хранится в фондах ГКБУК "Пермский краеведческий музей".
[2] Источник: А.Е. Нелихов, В.К. Голубев, А.Г. Сенников. 90 лет со дня рождения палеонтолога П.К. Чудинова (1922-2002) // Вестник Пермского университета. Геология. 2013. Вып. 1(18). С.102-104.
[3] Источник: 70 лет геологическому факультету Пермского университета: Юбилейный сб.ст. / Перм. ун-т. Пермь, 2001. С. 305-306.
____
Дом Мешкова
ул. Монастырская, 11
+7 (342) 257-18-08
dommeshkova@museumperm.ru
Музей пермских древностей
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-56-57
mpd@museumperm.ru
Детский музейный центр
г. Пермь, ул. Пермская, 78
+7 (342) 212-16-96
kids@museumperm.ru
Музей-диорама
г. Пермь, ул. Огородникова, 2
+7 (342) 267-55-82
diorama@museumperm.ru
Дом-музей Николая Славянова
г. Пермь, ул. 1905 года, 37
+7 (342) 267-77-41
domslavyanova@museumperm.ru
Подпольная типография
г. Пермь, ул. Монастырская, 142
+7 (342) 201-11-71
podpolka@museumperm.ru
Пермский период
Фондохранение
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-98-01
gorshkova@museumperm.ru
Спасибо за ваше обращение
Заказ экскурсии осуществляется не позже, чем за 5 дней до даты проведения экскурсии.
Отправка электронной заявки не означает автоматический заказ экскурсии на желаемые дату и время.
Для подтверждения заказа с вами обязательно свяжутся сотрудники музея по указанным вами адресу электронной почты или телефону.
Приобретать экскурсионные билеты в кассе или на сайте музея можно только после подтверждения вашего заказа сотрудниками музея
Спасибо за ваше обращение. Сотрудники музея свяжутся с вами в ближайшее время.
Спасибо за ваше обращение