29 апреля — выходной день во всех филиалах

30 апреля и 1 мая, 9 - 12 мая — открыты для посетителей все филиалы музея

8 мая — музей закрывается на 1 час раньше
Коллекции
01.07.2022

Мокроступы – галоши – овершузы

Елена Артищева, хранитель фондов

Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду. М. А. Булгаков «Собачье сердце»

Без галош тяжело ж! В. Маяковский

Боты мужские. Петроград, Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». 1914–1918 гг. Резина, сукно. 15,5х32,5х11 см
Галоши дамские. Ленинград, фабрика «Красный треугольник». 1950-е гг. Резина, байка. 14х21х8,5 см

Без верхней одежды в наших широтах не проживешь – замерзнешь. А без верхней обуви? А ведь была такая: суконные боты на зиму, резиновые – на межсезонье, галоши – для дождливого дня. Все это носилось поверх обуви, сохраняя ноги в тепле и сухости, а обувь в целости.

В начале XIX века академик А. С. Шишков, осуждая молодежный язык, засоренный галлицизмами, настаивал на использовании исконных славянских корней и придумал прославившее его словцо «мокроступы», которое должно было заменить «галоши». Значит, галоши уже были? Были. Сначала кожаные, а потом гуттаперчевые.

В России пионером резиновой промышленности стало Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры – знаменитый «Треугольник», с 1918 г. – «Красный треугольник». Оно было учреждено в Санкт-Петербурге в 1860 г. гамбургским коммивояжером Фердинандом Краузкопфом. Говорят, шпоры на галошных запятниках для удобства снимания придумал тоже Краузкопф .
Основными покупателями были тогда горожане. Для огородов и коровников годились и этнографические аналоги галош – плетеные из лыка ступни. Выйти в слякоть без галош было все равно, что надеть сапоги на босу ногу – позволительно разве что люмпену. Франты из рабочих носили галоши даже «посуху» – «для форсу». Особым разнообразием отличался, конечно, дамский ассортимент: на любые туфельки или изящные ботинки можно было подобрать пару резиновых ботиков либо галош. В их полые каблуки ловко помещались каблучки туфель. 

И все же в 1960-е годы, когда распространилась обувь «на резиновом ходу», горожане забросили свои галоши на антресоли. А вот норвежский дизайнер Йохан Рингланд не переставал носить галоши – старые, добрые, дедовские. Видимо, к 2005 г. они все-таки износились, и тогда ему пришлось основать свой бренд галош премиум-класса SWIMS. 

Чем дороже обувь, тем нужнее ей резиновые доспехи, тем более что к природным напастям на городских дорогах добавились новые – химреагенты. Стало быть, галоши еще послужат.
 

© Елена Артищева, ПКМ, 2024
Коллекции

контакты

Пермь
Пермский край

Дом Мешкова
ул. Монастырская, 11
+7 (342) 257-18-08
dommeshkova@museumperm.ru

Музей пермских древностей
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-56-57
mpd@museumperm.ru

Детский музейный центр
г. Пермь, ул. Пермская, 78
+7 (342) 212-16-96
kids@museumperm.ru

Музей-диорама
г. Пермь, ул. Огородникова, 2
+7 (342) 207-58-67
diorama@museumperm.ru

Дом-музей Николая Славянова
г. Пермь, ул. 1905 года, 37
+7 (342) 267-77-41
domslavyanova@museumperm.ru

Подпольная типография
г. Пермь, ул. Монастырская, 142
+7 (342) 201-11-71
podpolka@museumperm.ru

Пермский период


Фондохранение
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-98-01
gorshkova@museumperm.ru

Хохловка
Пермский муниципальный округ, деревня Гора
+7 (342) 259-22-01
khokhlovka@museumperm.ru

Дом-музей Василия Каменского
с. Троица, ул. Советская, 18
+7 (342) 297-82-22

Осинский краеведческий музей
г. Оса, ул Свердлова, 2
+7 (34291) 4-70-03
osa@museumperm.ru

Дом Пастернака
п. Всеволодо-Вильва, ул. Свободы, 49
+7 (34274) 6-35-08
dompasternaka@museumperm.ru

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам