Коллекции
14.07.2022

Сретенский автопортрет

Елена Артищева, хранитель фондов

Пейзаж на тарелке – обычное дело. Причем пейзаж не условный, а топографически точный: дрезденские ведуты на изделиях Мейсенской мануфактуры, английские замки и аббатства на знаменитом «Сервизе с зеленой лягушкой» Веджвуда, виды усадьбы Грузино на тарелках архангельской фабрики князя Юсупова. Изысканной посуде – изысканные пейзажи. Посуде попроще – виды попроще.

Тарелка столовая. Полуфаянс, глазурь, печать подглазурная. Фабрика Е. К. Тупицына и С. А. Григорьева. Пермский уезд, с. Сретенское. 1860-е гг. Диаметр 25,2; высота 2,7 см

Перед нами тарелка, сделанная в 1860-х годах на фабрике Тупицына и Григорьева в селе Сретенском Пермского уезда. По легенде, пейзаж на «зеркале» – вид на саму сретенскую фабрику с южной стороны. Рисунок на тарелке печатный, изделие было не единичным, тиражным, но со временем стало уникальным, больше таких нет.

Это было крупное и хорошо устроенное предприятие, снабжавшее всю округу фаянсовой посудой. Белую огнеупорную глину доставляли гужевым путем из Кунгурского уезда, а глину сортом пониже – с реки Яйвы. Товар на возах отправляли в Пермь, Сарапул, Чердынь, на сельские базары в Ильинском, Слудке, Обвинске, Кудымкоре. Евграф Козьмич Тупицын за дело радел. Химик-самоучка, он сам работал над новым составом глазури, привозил гжельских  мастеров, внедрял новый, печатный, декор. Но пришло время, когда сретенскому заводу стало не под силу конкурировать с фабриками Центральной России. Е. К. Тупицын в 1870 году вышел из дела, предчувствуя, видимо, скорый упадок. Да и капиталы понадобились на новое предприятие – он строил в Перми первый в России фосфорный завод. Тогда его компаньон С. А. Григорьев продал фабрику ее первому владельцу, купцу Нечаеву. Но того начали преследовать коммерческие неудачи и личные несчастья: умерла жена, ушел единственный сын. Кроме того, общественная деятельность (Нечаев был избран на должность волостного старшины), видимо, поглощала слишком много сил и времени – производство совсем захирело и к 1885 году было полностью прекращено.

Исследователь уральского фаянса Н. Н. Серебренников в 1926 году писал: «После смерти Нечаева, не оставившего наследников, заводские постройки разобрали, и ныне на том месте поле, где выпахивают обломки посуды; и даже озеро, близ которого был выстроен завод, совершенно высохло». Тарелка с видом сделалась печальной реликвией, напоминающей о судьбе завода, на котором трудилось в лучшие годы до трехсот человек, и посуда вырабатывалось десятками тысяч, а между тем, по замечанию Серебренникова, этих изделий уже к 1920-м годам осталось совсем немного: хотя фаянсовая и полуфаянсовая утварь для крестьян была праздничной и ставилась на стол по престольным дням, ради свадьбы, на «помочи» и «дожинки», но «гоститьба» в праздничные дни не обходилась без браги, и посуды билось очень много.
 

© Елена Артищева, ПКМ, 2023
Коллекции

контакты

Пермь
Пермский край

Дом Мешкова
ул. Монастырская, 11
+7 (342) 257-18-08
dommeshkova@museumperm.ru

Музей пермских древностей
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-56-57
mpd@museumperm.ru

Детский музейный центр
г. Пермь, ул. Пермская, 78
+7 (342) 212-16-96
kids@museumperm.ru

Россия — Моя история
г. Пермь, ул. Монастырская, 2к1 и 5
+7 (342) 207-73-43
historypark@museumperm.ru

Музей-диорама
г. Пермь, ул. Огородникова, 2
+7 (342) 267-55-82
diorama@museumperm.ru

Дом-музей Николая Славянова
г. Пермь, ул. 1905 года, 37
+7 (342) 267-77-41
domslavyanova@museumperm.ru

Подпольная типография
г. Пермь, ул. Монастырская, 142
+7 (342) 201-11-71
podpolka@museumperm.ru

Пермский период


Фондохранение
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-98-01
gorshkova@museumperm.ru

Хохловка
Хохловское с.п., д. Гора
+7 (342) 259-22-01
khokhlovka@museumperm.ru

Дом-музей Василия Каменского
с. Троица, ул. Советская, 18
+7 (342) 297-82-22

Осинский краеведческий музей
г. Оса, ул Свердлова, 2
+7 (34291) 4-70-03
osa@museumperm.ru

Дом Пастернака
п. Всеволодо-Вильва, ул. Свободы, 49
+7 (34274) 6-35-08
dompasternaka@museumperm.ru

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам