29 апреля — выходной день во всех филиалах

30 апреля и 1 мая, 9 - 12 мая — открыты для посетителей все филиалы музея

8 мая — музей закрывается на 1 час раньше
Коллекции
15.11.2021

Спросите у зильбердинера

Елена Артищева, хранитель фондов

Столовая посуда – область специфическая. Даже в современной посуде далеко не каждый разбирается и, так сказать, отличает кокотницу от кокильницы. Что уж говорить о старинных предметах сервировки, составляющих целый лексикон: потакрем и компотьер, терина и кроншал, пладеменаж и сюрту де табль, тремблез и геридон… Для чего геридон? – спросите вы. Да мало ли для чего, для птифуров например.

Рюмочная передача. Фарфор, роспись надглазурная. Фабрика Ф. Гарднера, с. Вербилки, Дмитровский уезд, Московская губ. Конец XVIII в. Высота 11,5 см; 21,4х18,5 см

Посетители музея, даже те, кто с первого взгляда отличит пашотницу от лафитника, обычно озадачены, когда на экскурсии по запасникам хранитель, указывая на эту странную посудину, предлагает угадать, что это за емкость и для чего она. Предположений много, но хранитель качает головой: «Нет, не супница… и не салатница… нет, руки в этом не полоскали… и цветы сюда не высаживали… Хорошо, видите эти фестоны? Нет, они не для красоты». 

Это так называемая рюмочная передача, а фестоны нужны, чтобы зацепить за них ножки рюмок, опрокинутых внутрь сосуда, наполненного колотым льдом: в замороженной рюмке и напиток будет холоднее. Наша рюмочная передача сделана на знаменитой мануфактуре Франца Гарднера, первой частной фарфоровой фабрике в России (открыта около 1766 года в селе Вербилки Московской губернии). Красная буква G на днище сосуда свидетельствует о том, что он сделан в 1790-х годах. Форму Гарднер, очевидно, скопировал с изделия Императорского фарфорового завода 1750-х, т.е. «виноградовского» еще периода, а вот роспись у него более скромная: и букет не такой пышный, как императорский, и вместо золотой отводки по краю зубцов – характерная гарднеровская, пурпуром.

Первые серебряные рюмочные передачи появились в Европе в последней четверти XVII века. По этикету той поры стол не сервировали стеклом для напитков – сосуды брались из запаса по мере надобности. В XVIII веке передачи, рюмочные и бутылочные, стали непременной составляющей фарфоровых столовых сервизов. Парадные фарфоровые сервизы, бывшие в XVIII веке модным новшеством, включали невероятный ассортимент всевозможных посудных форм и настольных украшений. У царственных особ и вельмож даже имелись специальные служители, зильбердинеры, которые отвечали за сервизные кладовые. Такая кладовая являлась не столько складом, сколько своеобразным кабинетом, который было принято посещать ради осмотра коллекции посуды. 

А рюмочные передачи были в ходу не более полутора столетий: столовый этикет и сервировка менялись, и они к концу первой трети XIX века совершенно вышли из употребления – теперь набор столового хрусталя полагался к каждому куверту
 

© Елена Артищева, ПКМ, 2024
Коллекции

контакты

Пермь
Пермский край

Дом Мешкова
ул. Монастырская, 11
+7 (342) 257-18-08
dommeshkova@museumperm.ru

Музей пермских древностей
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-56-57
mpd@museumperm.ru

Детский музейный центр
г. Пермь, ул. Пермская, 78
+7 (342) 212-16-96
kids@museumperm.ru

Музей-диорама
г. Пермь, ул. Огородникова, 2
+7 (342) 207-58-67
diorama@museumperm.ru

Дом-музей Николая Славянова
г. Пермь, ул. 1905 года, 37
+7 (342) 267-77-41
domslavyanova@museumperm.ru

Подпольная типография
г. Пермь, ул. Монастырская, 142
+7 (342) 201-11-71
podpolka@museumperm.ru

Пермский период


Фондохранение
г. Пермь, ул. Сибирская, 15
+7 (342) 212-98-01
gorshkova@museumperm.ru

Хохловка
Пермский муниципальный округ, деревня Гора
+7 (342) 259-22-01
khokhlovka@museumperm.ru

Дом-музей Василия Каменского
с. Троица, ул. Советская, 18
+7 (342) 297-82-22

Осинский краеведческий музей
г. Оса, ул Свердлова, 2
+7 (34291) 4-70-03
osa@museumperm.ru

Дом Пастернака
п. Всеволодо-Вильва, ул. Свободы, 49
+7 (34274) 6-35-08
dompasternaka@museumperm.ru

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам